Формированию поведенческих отклонений юного члена общества часто мешают ритм и частота преобразований современного мира, насыщенный характер информации, экологические и экономические кризисы, отсутствие чувства ответственности, неустойчивость в социальных и идеологических реалиях, духовная опустошенность и другие факторы нестабильности.
Причины и типы девиантного поведения.
Девиантным поведением считают отклоняющееся от общепринятых норм поведение. Под ним подразумевается апатичность либо агрессивность в действиях, мелкие правонарушения, алкоголизация, наркомания, проституция, суицидные попытки.
Все отклонения поведения подростка делятся на две подгруппы:
Проступки корыстного направления — к ним относятся мелкие правонарушения, связанные с получением материальной выгоды в виде хищений, краж, разного рода мошенничеств. Отклонения агрессивной направленности: унижения, избиения, распространены случаи изнасилований, а также убийств.
Патологии пассивной направленности выражаются в отказе от жизненной активности, к ним относятся — отклонения от посещений учебных заведений, бродяжничество, употребление токсических веществ, вплоть до попыток суицида.
Наиболее распространенными являются такие причины:
1. Желание причинить боль ;
2. Мщение за унижение;
3. Нанесение материального урона;
4. Доминирование, проявление лидерских позиций;
5. Алчность;
6. Расслабление, снятие стресса;
7. Необходимость защит от мнимых либо реальных угроз;
8. Сохранение личного пространства;
9. Притяжение внимания к своей персоне.
Подобные подростки характеризуются повышенной тревожностью, наблюдаются дефекты системы ценностей, в частности, в области постановки целей и определения своего места в жизни. Они зачастую конфликтные, импульсивные, раздражительные, вспыльчивые, агрессивные, что значительно усложняет общение с окружением и создает определенные сложности в процессе воспитания.
Профилактические и коррекционные меры.
Психологи рекомендуют начинать с осознания остроты проблемы, создание сознательного отношения окружающих к подростку, как к самостоятельной личности — с выработанным чувством ответственности за себя и свои поступки.
На основании этого понимания следует выстроить новые отношения.
Для этого требуется уделять подростку больше личного времени, делая это ненавязчиво. Искренне интересоваться его проблемами и общественной жизнью. Эмоционально поддерживать, дарить принятие, понимание, тепло и давать адекватную направляющую оценку его действий, научится выявлять истинную цель тех или иных поступков. Выработать отношение к ребенку, как к полноценному члену семьи и современного общества.
Переговоры следует вести без взаимных упреков, эмоций, обид и других негативных проявлений, чтобы не добиться того, что подросток замкнется или будет проявлять ответную агрессию. Ни в коем случае не использовать шантажа, криков, угроз и другого физического или психологического насилия.
Естественно, необходимо подойди к этому диалогу со всей серьезностью, чтобы он стал конструктивным. Тут можно прибегнуть к помощи психолога либо уважаемого им человека.
Другие формы, используемые для нахождения общего языка с подростком, построенные на конфронтации, только усугубят конфликт.
В особых случаях — необходимо обращать внимание на возникновение нюансов.
Самым лучшим выходом из конфликтной ситуации — это консультация психолога. Получить консультацию онлайн можно на сайте www.kovalboris.ru/psihologonline, здесь вы получите реальную помощь.
Автор: Евгений Уманский
Добавить комментарий